• +7 (968) 267-51-10

  • г. Ставрополь, ул. Дзержинского 158, оф. 506


Warning: printf(): Too few arguments in /var/www/u0365947/data/www/svddvs.ru/wp-content/themes/loveicon/inc/template-tags.php on line 47

Один мой товарищ, говоря о социальных навыках людей, сравнивает их с мышцами. Например, один успешно зарабатывает, второй хорошо говорит тосты, третий умеет заводить знакомства. Такие люди смотрят на неумеющих и говорят – «ну вот, смотри все же просто». А у другого человека просто нет этих «мозговых мышц», они практически отсутствует.

Француз Пьер Бурдё ввел такой термин как Габитус . Исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов. Идея про Габитус очень интересна, это тоже про «мозговые мышцы», только проработанная научная модель.

В западной культуре управления есть такой термин как Хардскиллы – профеcсиональные навыки и Софтскиллы — Ги́бкие на́выки или мя́гкие на́выки — комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью.

В общем как бы это не именовать, именно этого не хватает выпускникам детских домов…да что уж говорить, многим из нас))).

Габитус (мозговые мышцы, софтскиллы) эффективно развиваются наставничеством. Как говорят в народе: «С кем поведешься, того и наберешься» …Знаете, а ведь относительно недавно я в полной мере осознал всю силу этого смысла. Об этом говорит механизм «зеркальных нейронов»: мы автоматически воспринимаем окружающую среду…ее установки становятся нашими. Мы заблуждаемся, если мы думаем, что можем общаться с «дураком» и не стать «дураком». И, напротив, общение с людьми трудолюбивыми, организованными, культурными и делает нас таковыми. Причем это работает в любом возрасте (см. нейропластичность).

Именно поэтому одним из ключевых проектов по социализации воспитанников и выпускников детских домов является добровольческий спасательный отряд. Когда наши подопечные общаются с трудолюбивыми и социализированными нормотипичными студентами.

Тут возникает нюанс – студентов-спасателей должно быть значительно больше, именно студенты должны формировать социальную среду, а не наоборот. Такое наставничество мы называем нативным (естественным). Однако, отряд находится в Ставрополе, а как-же Край, а как-же другие профессии…

Есть наставничество и классическое. Причем, это одна из самых эффективных практик адаптации выпускников детских домов.

Самое интересное, что мы имеем большой общественный ресурс. Сколько успешных людей в нашем городе и крае. Если некоторые из нас возьмут себе подопечного, мы сможем значительно улучшить жизнь выпускников детских домов.

Например, успешный в профессии инженер берет в наставники подростка, который хочет стать инженером. Или предприниматель…Или женщина, берет в наставники девушку-подростка и передает ей свои софтскилы.

При всей свое поверхностной понятности, все не так просто. Наставничество – это работа и огромный рост и для самого наставника. Здесь наши автоматические навыки начинают формализовываться. Здесь важно мыслить проактивно, уметь двигаться к цели, достигать ее, уметь контролировать свои реакции в работе с вашим подопечными.

Сейчас с различными коллегами по России я изучаю опыт и методики наставничества. Есть организации, которые проводят обучение. А современные рекламные («таргетинговые») технологии позволят нам собрать в нашем регионе ценных наставников, популяризировать это направление.

UPD: Пока мы готовили данную статью нам пришла радостная новость — Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» поддержал нашу заявку в своем грантовом конкурсе! Наш проект — реализация наставничества с применением технологий, которые упрощает весь процесс наставничества. Это тот же фонд, который помог нам запустить проект «Добровольческий спасательный отряд». Спасибо.